Миксы кальянов. Шаманство или расчет?
Там, где речь о вкусах, неизбежно возникает вопрос о нюансах, оттенках и, конечно, сочетаемости отдельных компонентов.
Табак – не исключение. Прочувствовать тонкости аромата, найти необходимые дополнения, которые еще больше раскроют базовую составляющую, учесть насыщенность и долготу послевкусия – это требует определенного таланта.
Для человека несведущего и далекого от кальянного искусства все это может показаться запутанным, да и просто, делом случая – угадал/не угадал. Наверняка у каждого были такие ситуации, когда, сочетая, вроде бы подходящие вкусы, на выходе вы получали более чем средний результат. А то и откровенную вкусовую катастрофу.
Конечно, искусство миксовать, как и любое другое, требует таланта. Но не все рождены богами ароматов, да и на одной интуиции далеко не уедешь.
Зная основные принципы и тонкости миксологии, не забывая проверять знания на практике, вполне можно дорасти до опытного «шамана». А с опытом придут и интуитивные прозрения.
Базовые типы сочетаний
Они состоят из основы, добавки и послевкусия и включают от двух до четырех вкусов.
- имеет либо ярко выраженный один вкус, либо смесь, где есть явная вкусовая доминанта.
Условно вкусы можно разбить на следующие:
- сладкий;
- кислый;
- свежий;
- сложные вкусы (к ним относятся все, которые трудно определить в одни вид: пряности, кофе, чай, алкоголь, цветочно-травяные вкусы и т.п.)
Таким образом, составляя сладкий или кислый кальян, подбирайте все компоненты в данном ключе – это должна быть сладость или кислинка. А ведущей (или единственной) вкусовой нотой может быть ягодная (для сладкого) или фруктовая (для кислого).
Например, малина или лимон, соответственно.
Добавка может:
- усиливать основной вкус, если выбрана в той же вкусовой тональности;
- нейтрально подчеркивать или смягчать микс;
- работать на противопоставленой основе, внося яркое разнообразие.
В последнем случае получаются наиболее интересные сочетания, но нужно быть аккуратным, чтоб не испортить микс несочетаемыми вкусами. А, также, следить, чтобы добавка не превратилась в доминирующий компонент и не перебила основной вкус.
Послевкусие, как завершающий штрих, способно заметно украсить ваш микс. Оно может придать основному вкусу «второе дыхание», еще больше насытив его. Может внести новый оттенок или поставить яркую точку, неожиданной ароматной ноткой.
Как компенсирующий компонент, маскирует недостатки основы, такие как неяркий вкус или недостаточную насыщенность.
Используя тонкости послевкусия можно дополнительно подчеркнуть качества ведущего вкуса. Классический вариант, когда на контрасте с кислым, сладкое кажется еще более сладким и ароматным (сладкие фрукты/цитрус). Или свежесть делает кислинку особенно яркой (лимон/лед).
Процентное соотношение базовых компонентов может быть любым, по вашему вкусу. Но начать экспериментировать лучше с оптимального 60/30/10.
60 % основной вкус. 30 % добавка для дополнительных нюансов. И 10% послевкусия, как возможность внести в микс элемент неожиданности или, напротив, ожидаемого продления удовольствия.
Сложные типы сочетаний
Это уже подбор и составление неординарных и нестандартных миксов. Они могут базироваться на изначально существующих сложных вкусах, таких как разнообразные алкогольные ликеры, напитки со специями (чай масала) или вообще неожиданные, вроде хвои.
С такими миксами есть опасность перестараться с количеством вкусовых оттенков. Поэтому в качестве добавки лучше выбирать то, что будет подчеркивать или смягчать основной букет, чтоб не было избыточной насыщенности.
Профессиональная миксология
Она требует уже специфических знаний. Необходимо учитывать свойства конкретного табака, его реакцию на перегрев, усиление/ослабление вкуса при колебаниях температуры, особенности укладки в чашу при использовании нескольких слоев и т.д.
Ассоциативная миксология
Простор для фантазии, как клиента, так и кальянщика, который воплощает эти фантазии. Это можно сравнить с вдохновением, импровизацией на кальянную тему, согласно с текущим настроением и пожеланиями курильщика.
Но, как известно, наилучшая импровизация та, которую как следует подготовили.
Так что основы знаний об искусстве составления миксов будут именно той базой, на которой можно построить восхитительные ароматные «замки».
Также необходимо учесть, что рецепт «возьми 60% этого табака, добавь 30 того и еще 10 сверху», и ты – ас миксования, не сработает.
Суть классного микса не в скрупулезно взвешенном количестве табачного листа, а в том, что не измерить граммами – в насыщенности вкуса и аромата.
Очень яркий вкус даже в небольшой дозе способен заглушить все другие оттенки (Super Nova не даст соврать).
Так что пропорции для миксов измеряются не столько в объеме собственно табака, сколько в ощущениях.
Для двухосновного микса без дополнения, берите вкусы в равных пропорциях.
С дополнением сохраните соотношение основ 1:1, но немного уменьшите дозировку, заполнив остаток выбранной добавкой.
Миксы без оттенков или добавок берутся с преобладающей долей (70-90%) основного вкуса.
Хорошее знакомство с соло вкусами даст возможность представить, как и с чем их можно соединить.
Общее правило: сначала выбираете основу, соединяете с близким оттенком, и добавляете послевкусие. Если основ больше двух – можно обойтись без дополнений и послевкусия.
А дальше – простор для экспериментов!